Исповедь управляющего частным пенсионным фондом

Модератор: HM47

HM47
Автор темы, Смотрящий
Аватара
HM47
Автор темы, Смотрящий
Репутация: 0
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 05.12.2015
С нами: 8 лет 3 месяца

#1 HM47 » 24.08.2015, 00:17

Исповедь управляющего частным пенсионным фондом: На достойную старость не рассчитывайте. Все ваши накопления уже украли

Эксперт «КП» рассказывает, почему нынешняя пенсионная система превратилась в пирамиду и может рухнуть в любой момент [инфографика]

Пару недель назад приказали долго жить сразу несколько негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Все они входили в финансовую группу крупного банкира Анатолия Мотылева и управляли десятками миллиардов накоплений. Вернутся ли эти деньги миллиону будущих пенсионеров, очень большой вопрос. У следствия есть все основания полагать, что их давно вывели в офшоры. Мы попросили одного из пенсионных управляющих на условиях анонимности рассказать «КП», как на самом деле работают НПФы и почему они так безнаказанно крадут деньги россиян. Приводим его речь без купюр.

Мы ее слепили из того, что было


- Накопительную часть ввели как дополнение к действующей (как устроена нынешняя пенсионная система - см. графику). Любая система более устойчива, когда она имеет более одной точки опоры. То есть в данном случае это распределительная и накопительная части пенсии. Первая помогает в период застоя, а вторая увеличивает доход в этапы развития. Они друг друга балансируют.

Но проблема в том, что накопительную систему создали, мягко говоря, без детальной проработки, а грубо говоря - с кондачка. Все понимали, что стратегически она нужна, но каковы должны быть ее параметры, не очень понимали. Михаил Зурабов (глава Пенсионного фонда с 1999 по 2004 год. - Ред.) тогда говорил, что через 10 лет надо будет к ней вернуться, проанализировать результаты и внести изменения, чтобы повысить эффективность.

Тем более что в конце 2000-х пошли необратимые процессы. Пенсии резко увеличили за счет внеплановой индексации (валоризации). Плюс снизили страховые взносы (с 34% до 30%). Поэтому сейчас пропорции не выдерживаются. В казну поступает меньше денег, чем нужно на выплаты нынешним пенсионерам. Через 15 - 20 лет бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) будет сопоставим со всеми расходами федеральной казны. Поэтому только распределительная система явно не справится с выплатами. А нормальной альтернативы в виде накопительной части у нее нет. Она не получилась такой, какой должна быть.

Миллиарды даром

- Средняя доходность инвестирования средств пенсионных накоплений составляет 10% годовых в лучшем случае. От этого в доход фонда можно направить всего 15%, то есть 1,5%. А вот агенту - обычно это банки, которые приводят своих клиентов в НПФ, - надо заплатить комиссию в размере 15 - 20% (от суммы накопленных средств, которые лежат на личном счете будущего пенсионера). Плюс у фонда есть накладные расходы. Другими словами, инвестиции в частные пенсионные фонды не окупаются никогда. Так что очевидно, что люди не для этих мизерных прибылей в этот бизнес идут.

Цель владельцев пенсионных фондов - получить в пользование миллиарды накоплений, которыми можно десятки лет распоряжаться в своих интересах. И отщипывать себе крупные куски. И способов, как это сделать относительно законно, масса. Ими пользуются почти все фонды. Просто потому, что это разрешено.

Инвестиции в экономику страны? Не смешите!

- Самый простой механизм - так называемые ипотечные сертификаты участия (ИСУ). Они выпускаются под любой объект недвижимости. Например, есть у владельца пенсионного фонда птицефабрика. Он под нее рисует бизнес-план на 20 лет. Красивый такой. Мол, фабрика будет приносить прибыль в 10% годовых. Стоимость проекта сейчас - миллиард рублей. А через 20 лет будет якобы 10 млрд. руб. И когда мы ее продадим, совокупная доходность за 20 лет составит баснословные 30 - 40% годовых. Дальше этот продукт мы «рыночно» размещаем на бирже. Нормальные инвесторы, конечно же, участвовать в таких инвестпроектах не станут. Но покупатель найдется. Кто он? Правильно - наш собственный пенсионный фонд, который со всем соглашается. В итоге у владельца бизнеса - наличные в кармане. А на счетах будущих пенсионеров - непонятная птицефабрика, реальная цена которой - в разы меньше заплаченного за нее миллиарда. Да и хрен с ними, это проблемы пенсионеров! И такие сертификаты могут составлять до 40% от совокупного портфеля активов фонда. Понятно, что у большинства пенсионных фондов таких активов предостаточно.

Вот как тот же Мотылев сделал. У него была земля, шахты, банки и несколько пенсионных фондов. Последние с помощью банков втридорога купили землю и другие активы за счет пенсионных накоплений. То есть деньги получил Мотылев, а непонятные активы легли на счета будущих пенсионеров. Формально - инвестиции в экономику страны. Фактически - денег нет. Потому что никто эти объекты не развивал и развивать не будет. И они никогда уже не будут стоить тех денег, за которые были куплены.

Махинации на бирже

- По закону в портфеле пенсионных фондов должны быть облигации компаний, входящих только в высшие котировальные списки на бирже. То есть ценные бумаги самых крупных и самых надежных фирм. Цель же благая - сберечь деньги пенсионеров! Но это ограничение довольно просто обойти. Вот пример - мы организуем акционерное общество «Ромашка». Выводим его облигации на биржу. Сначала они попадают в самый низший котировальный список. Мы их начинаем каждый день покупать и продавать, чтобы увеличить оборот. Получаем рейтинг доморощенного российского рейтингового агентства. Через несколько месяцев - облигации в высшем котировальном списке. И тут же эти «высокодоходные» и «безрисковые» облигации выкупаются за счет средств пенсионных накоплений «заинтересованным» частным пенсионным фондом. Кто там будет оценивать, сколько реально стоит эта компания и какие активы у нее есть?! Все, сделка совершена. И мы вывели еще 20 - 30% средств пенсионных накоплений.

Сговор с участием банков

Есть и другие приемчики. Можно договориться с банком, который имеет право размещать на депозитах средства пенсионных накоплений. Приходим к его владельцу и говорим: давай так, я тебе под 5% годовых оставляю деньги в виде вклада, а ты мне под 7% годовых выдаешь их в виде кредита. Ударяем по рукам. Банкир ничего не делает и 2% получает просто так. А владелец пенсионного фонда получает финансирование для других своих проектов в 3 - 4 раза дешевле, чем рыночные ставки (сейчас это 20 - 25% годовых. - Ред.). Это абсолютно законно и очень похоже на коммерчески выгодную сделку. Мол, мы же в надежном банке деньги наших клиентов храним - вот ставки и низкие. А в реальности доходность вообще меня не волнует. Деньги ведь все равно не мои, а пенсионеров. Их не жалко! Обязательная накопительная система рассчитана на лохов...

Куда смотрит Центробанк?

Конечно, по закону нельзя, когда у пенсионного фонда, управляющей компании и продавца актива один и тот же собственник. Но все знали, что у Мотылева эти компании входят в одну группу. Вот все видели (еще год назад стали появляться сообщения о пирамидальных схемах в структурах Мотылева. - Ред.), а ЦБ почему-то не видел. С другими фондами то же самое. Ну подумаешь, что название одинаковое и сидят они в одном здании?! Что с того? По бумажкам они никак не аффилированы! Вот и все. У нас же пытаются бить по паспорту, а не по физиономии. Если бы было по-другому, возможно, проблем в нашей стране стало меньше.

КОНКРЕТНО

Так какую прибавку мы получим?

С формальной точки зрения деньги украсть нельзя. Но по факту их уже нет. Их уже украли. Система наших пенсионных фондов работает, только когда есть новый приток. Но если он прекращается, пирамида сложится. Поэтому сейчас идет борьба за то, чтобы сохранить обязательную накопительную часть, тем самым обеспечив постоянный приток средств. Почти во всех пенсионных фондах до 60% средств скрыто под подобными левыми активами. Поэтому, когда нам говорят, что накопительную часть нужно оставить, чтобы помочь экономике, мне очень смешно. Если перевести на обывательский язык, мы ухудшаем положение наших будущих пенсионеров, чтобы поддержать сейчас финансистов. Это политическое решение. А финансисты везде одинаковы. Они свою выгоду всегда возьмут.

Да, страховка появилась. Но по ней в случае банкротства НПФ люди получат только номинал - ту сумму, которую за них перечислил работодатель, без учета ежегодных процентов. За 20 - 30 лет срока накоплений эти суммы обесценятся из-за инфляции в 2 - 3 раза. Пенсия будет копеечной. Некоторые возразят: мол, частные фонды заинтересованы работать эффективнее конкурентов и показывать высокие доходы. А какие у них для этого стимулы? Посмотрите на это со стороны владельца фонда. Если я имею право вернуть номинал, на фига мне зарабатывать больше?! Зачем мне отрывать деньги от своего бизнеса и каким-то лохам прибавку начислять?! Надеяться, что владельцы пенсионных фондов у нас социально ориентированы и готовы заниматься благотворительностью, было бы глупо.

Тем более что теперь они могут распределять убытки по счетам клиентов. И система проста. Несколько лет они покажут большую доходность, привлекут людей к себе. А потом в один год - бац, и большой убыток. Финансисты знают, как это сделать. То есть законодательно заложены вещи, которые помогают обувать народ. Другими словами, ничто не заставляет владельцев пенсионных фондов эффективно инвестировать деньги, кроме эфемерной «невидимой руки» рынка, которая не работает. Все остальное говорит ему: укради, забери у меня - я тебе разрешаю. Дальше как это сделать законно - пожалуйста, есть куча способов!

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Частные фонды и халявные деньги

- В начале 90-х (за 10 лет до появления обязательной накопительной части) у нас начали создаваться частные пенсионные фонды. Я тоже участвовал в этом процессе. Мы все тогда занимались корпоративной пенсией. То есть приходили в крупные компании и объясняли экономическую эффективность накоплений на старость. Надо было убедить руководство корпораций. Ведь у всех разные цели. Кому-то надо удержать пенсионеров, которых владелец не хочет отпускать, потому что только они знают, как работать. Кому-то, наоборот, надо привлечь молодежь. Под каждую компанию надо придумать специальные программы - стимулы. Например, людям за 60 большая зарплата уже не нужна, а вот большая прибавка к пенсии через пять лет - куда интереснее. То есть такие корпоративные пенсии были взаимовыгодны: интересны и компании, и сотруднику, и пенсионному фонду. И ответственность была куда выше: крупные компании за своих работников спрашивают по полной.

С 2002 года началась эрозия системы. Негосударственные пенсионные фонды перестали заниматься корпоративными пенсионными системами. Зачем?! Это стало бессмысленно! Появились халявные деньги. Не надо никому ничего объяснять. Нужно лишь отстегивать комиссию агентам, которые приводят клиентов (заполнивших заявления на перевод накопительной части. - Ред.). А государство каждый год стабильно отгружает бабки. Обязательств по их сохранности нет или они возникают в далеком будущем. Обязательств по уровню дохода или размеру пенсий тоже нет. Вот и вся история!

А КАК У НИХ?

Добровольно копить не будешь

- Добровольные системы по мировому опыту нигде не приняли масштабный характер. Они везде были либо добровольно-принудительными, либо вводились в обязательном порядке. По-другому никак. Для большинства работающих пенсия - это что-то далекое, о котором они подумают когда-нибудь потом. Объяснить человеку, что нужно сейчас отдавать часть заработной платы, чтобы через 30 - 40 лет получить прибавку к пенсии, практически нереально. Но в других странах куда жестче требования к пенсионным фондам.

В Чили, например, они отвечают своим капиталом, если потеряют деньги пенсионеров. И не через 30 лет, а сразу. Например, каждый год определяется средняя ставка, которую заработали фонды. Поэтому они не имеют права сильно от нее отклоняться. Точнее, если больше заработали, то часть сверхприбыли могут оставить себе. Если меньше, чем остальные, - изволь компенсировать убытки за счет собственных средств.

ЧТО ДЕЛАТЬ


Перезагрузить систему и снизить риски

- С позиции государства полный бред получается. В 2002 году оно, по сути, предложило следующее: ребята, кому дать денег лет на 40 бесплатно? Все, конечно, ответили: нам давайте. Но государству этого мало: администрирование системы оно тоже взяло на себя. И наконец, если какой-нибудь частный фонд украдет деньги будущих пенсионеров, сажать никого не будут. Еще и компенсируют эти потери за счет бюджета. То есть на государстве вся работа и ответственность, а вся прибыль - у владельцев частных фондов, а не у будущих пенсионеров. Ну бред же! Систему нужно срочно реформировать.

Все основные функции надо централизовать в руках государства. Это поможет обеспечить сохранность денег. Все счета застрахованных лиц должны находиться в одном месте - каком-то специальном пенсионном администраторе. Плюс должна быть единая структура, которая бы хранила все активы в одном месте и была подконтрольна, например, ЦБ. Все сделки должны совершаться только на бирже. А денежные расчеты - проходить через счета ЦБ или казначейства. Инвестировать можно только в то, что имеет международный рейтинг. Плюс должна быть ответственность управляющего за эффективность инвестирования. Система должна иметь конечную цель - размер будущей пенсии. И ответственность за достижение этой цели должна лежать на владельце фонда.

Нет необходимости изобретать велосипед. В мире накоплен богатый опыт. Дополнительные ограничения, конечно, могут снизить потенциальный доход граждан. Но в случае с пенсией лучше, когда у всех примерно равный небольшой доход. Чем если у кого-то 100 рублей, а у кого-то - ноль.

источник: http://www.kp.ru/daily/26423.7/3295787/

Название раздела: СМИ

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.
Код подтверждения

   

Вернуться в «СМИ»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя